Официально
Родителям

Педагог-психолог

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

 

Есть два основных инструмента, с помощью которых родители могут влиять на поведение ребенка – это наказание и поощрение. При этом наказывать хорошие родители не любят и делают это неохотно. А вот хвалить ребенка, казалось бы, легко и приятно. Но выбрать форму похвалы и использовать ее так, чтобы она принесла пользу, не так-то просто. За что и как хвалить ребенка и почему это важно?

 

Считается, что похвала стимулирует человека, помогает развиваться, двигаться дальше. Но когда речь идет о детях, специалисты считают, что поощрение может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вызывать внутренние конфликты и эмоциональное напряжение, поощрять негативные стороны личности.

 

Зависимость от похвалы

   Может случиться так, что ребенок будет постоянно ждать одобрения окружающих и ориентироваться только на него. Ребенок любой ценой старается получить похвалу, сосредоточивается на результате и постепенно перестает получать удовольствие от процесса. Похвала становится единственным стимулом, чтобы что-то делать. 

    Такое развитие событий возможно, когда взрослые постоянно оценивают деятельность ребенка: нарисовал рисунок — молодец, доел кашу — хороший мальчик, убрал игрушки — порадовал маму. Оценочная похвала может стать средством манипуляции поведением ребенка.

   Возможна и другая крайность, когда родители не обращают внимания на мелкие повседневные достижения ребенка. Они воспринимают убранные игрушки, «спасибо» незнакомому человеку или вымытую после обеда тарелку как нечто само собой разумеющееся: «Ведь именно так ведут себя воспитанные дети, что тут особенного!»

   Поступок или качество, не замеченные взрослыми, перестают иметь ценность для ребенка. При этом почти в каждом детском поступке можно найти что-то хорошее. Внимание со стороны родителей помогает ребенку чувствовать себя ценным, интересным для взрослых, вовлеченным в жизнь семьи.

Похвала с точки зрения теории жизненных установок

Психолог Кэрол Дуэк на основе ряда исследований описала систему внутренних убеждений, влияющих на поведение и способы достижения целей. По ее мнению, и у детей, и у взрослых бывают установки двух видов: установка на данность и установка на рост. Тип нашей установки во многом определяет жизненный путь: к чему человек стремится, видит ли смысл в усилиях, как оценивает успех и неудачу.

Установка на данность, или фиксированное сознание

Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.

Установка на рост и развитие, или гибкое сознание

Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.

Приобретение и развитие определенного типа жизненной установки у ребенка во многом зависит от того, какую похвалу он получал в детстве от окружающих людей: родителей и воспитателей.

Для укрепления установки на рост, которая способствует развитию таланта, необходимо хвалить ребенка не за его способности, которыми он обязан генам и среде, а за приложенные усилия. 

Общие принципы поощрения

  • Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.
  • Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним.
  • Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо».
  • Похвала должна быть искренней.
  • Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».
  • Лучше конкретизировать ситуацию: «Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик».

 

Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.

Формулировки, которые могут использовать родители при поощрении ребенка.

Вариации  формулировки «Очень хорошо!»

 

Ты на правильном пути.

С каждым днем у тебя получается лучше.

Это лучше, чем обычно.

Ты нашел интересное решение.

Так намного лучше.

Я горжусь тобой.

Ты быстро учишься.

Ты превзошла себя сегодня.

Еще немного терпения, и у тебя получится.

Твоя работа принесла мне много радости.

У тебя получилось.

Как здорово!

Мои поздравления!

Мне нравится ход твоих мыслей.

Это то, что надо!

Ты настоящий мастер.

 

 

Источник: Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (МИФ, 2019)

Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 141г.Тюмени

Щиголь Л.В.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!